C весны 86 года в зоне ответственности отряда (а именно в районе Тути и Рустака) появились группы специалистов-подрывников, специализирующихся на установке фугасов. Одной из причин этого явилось то, что ставка на расширение "минной войны" путем резкого количественного увеличения выставляемых мин (TS-2,5 и TS-6) в 85 году не дала ожидаемых результатов. Комплекс мер с нашей стороны, важнейшим из которых было введение в штаты ммг полнокровных-упакованных-обученных инженерно-саперных взводов, наращивание подобных сил в звене отряда и т.д и т.п привело к тому, что при возрастающем в геометрической прогресии количества установленных мин, значительном увеличении общего километража нашей техники на выездах (связанных как с её количественным увеличением, так и с интенсивностью использования) позволило держать количество подрывов машин на крайне низком уровне...
Первым вестником нового "фугасного периода" в ведении минной войны был подрыв 15 апреля 86 БТР 60ПБ № 560 в 4 ммг "Тути" (8 человек погибших - по-моему он видимо так и остался самым тяжелым подрывом в истории ПВ "за речкой"), в начале мая в Рустак колонной пригнали БМРку, одна такая уже была на Янги-Кале (тягач танковый на базе Т-55 оснащенный катковым минным тралом) переночевав на Рустаке, колонна с утра начала движение к отряду...Впереди шли обе БМРки...на узком спуске (где в 83 Караймана подбили) под днищем новой БМРки рванул фугас, её подбросило - днище выгнуло до 20 см, силовой блок растрескался и все в этом роде...в итоге трое контуженных...машина прожила на точке сутки, но свою роль видимо выполнила, так как за ней шли БТРы по 8 человек в каждом...С учетом наличия таких машин как ИМР-2, БАТ-2М езда в тех районах практически на дорогах прекратилась...ходили колонными путями, пробиваемыми этими монстрами...количество-же обезвреживаемых фугасов исчислялось уже десятками...Основной целью фугасников было полностью блокировать сообщение с 1 и 4 ммг, обложить их вынудив на бездействие и сделать бессмысленными все попытки по их деблокированию...фугасы перед объектами снимались(ликвидировались самоподрывом) постоянно...23июля к Рустаку подходили бронегруппы 2 и 3 ммг, при подходе к оббъекту в 800-1000 метрах на повороте обходили воронку, оставленную накануне от подрыва фугаса саперами Рустака (ночью увы, фугасники подсуетились и рядом новый выставили). Каждая машина на повороте неудобном добавляла к колее свои сантиметры...для идущего 14 в колонне БТР № 724 данные сантиметры стали роковыми...днище в районе 1, 2 и 3 мостов полностью вырвало, башню сорвало, сам корпус напоминал собой "вздувшуюся мыльницу"...видимо был близок к тому, чтобы по швам разлететься...на удивление двигатели остались в целом нетронутыми...потом были использованы на других машинах...меня с этой машины накануне "сняли" в отпуск, минут за 20 до подрыва - одного человека с него пересадил начмаг, не понравилось...смеялись громко...при остановке....
В 86 этими тремя случаями подрывы на фугасах исчерпываются...в 87 там же у Рустака колонна по колонному пути в гору буксовала (по напрвлению Ста Рустака), шкрябалась в гору Чайка потихоньку, еле выгребая, за ней пошел БТР 70 № 770 Чахи-Абский ...подбирается уже к подъему, а там Чайка-старушка еще шкрябается...остановился, начал откатываться...задним мостом с колеи выбиваясь...фугас рванул под 4 мостом, под двигателями....несмотря на то что машина стояла носом на подъем, удар под кормой заставил машину встать вертикально на нос, и опрокинуться на крышу (то есть полный кувырок через нос...) Водитель и наводчик впереди сидели, т.е. проделали этот путь по малой траектории....ранения и контузии...один человек был в десантном отделении......................в районе силового отделения сплошная дыра, остовы изуродованные-обугленные от движков (770 и до этого кстати сумел в свою биографию двойной кувырок через борт по склону записать...без тяжелых последствий...) Ребята с экипажа мне потом с госпиталя дозвонился, и просили они безлошадными их не оставлять....поставил я новый БТР с тем же номером в ожидании их...приказом провел...и скоко на него не зарились, кто не пытался на него "рот разявать" облизываясь от вида семидесятки последней модификации - ничего не вышло...Настойчивые одни даже через командира пытались давить....только командир выслушал меня и сказал, делай как запланировал...